Усть - Грязнухинский детский сад

доклад из опыта работы


Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление я хочу начать со стихотворения.

Российская глубинка как  хороша она

Моя провинциальная родная сторона

Так скромно – Усть – Гряхнухою село наше зовут,

Но слышится в названии лукавство и уют

Немецкое наречие и русские слова

А над водой у речки склонились дерева

Нет вокруг высоких гор, есть зато сосновый бор

Есть уголочки, словно рай

Стал родным мне этот край.

И люди деревенские не так уж и просты,

Хозяйственны, доверчивы,

Наивны чуть, мудры.

Вот вышел за калитку, и распахнулась даль

Тебе к лицу – улыбка и облачком печаль.

 

Наше село почти не отличается от других, но когда возвращаешься к родному  близкому, знакомому, испытываешь необъяснимое чувство. Глядя на воспитанников, вспоминаю себя. Тогда все казалось сказочным. Очень запомнились ландыши в лесу, первоцветы на лугах и глубокая, чистая речка. А сейчас? Ландыши –это редкость, первоцветы исчезают, река мелководна. Мы растеряли, растратили  богатство, копившиеся веками. Сейчас мы стали осознавать, что нужно каждому на своём месте по крупицам упорно и добросовестно восстанавливать, залечивать, чтобы природа вновь радовала нас своей красотой. Мы очень хотим видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, чтобы воспитать в них лучшие человеческие качества. Как этого достичь?

Родившийся ребенок – это чистая капелька, важно сохранить, сберечь эту чистоту. Каким он вырастет, зависит от нас – взрослых.

Если родители оставили у костра мусор, выбросили котёнка, воспитатель разрешила всем детям нарвать огромные букеты колокольчиков – все знают, что это плохо.

Мы сами провоцируем детей на такие поступки. Очень часто мы учим детей одному, а поступаем наоборот. Нам нельзя ошибаться. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда – то тоже были детьми. Научить ребёнка любить природу – главная задача, а дошкольное образование является той первой ступенью, которая вводит  человека в мир знаний, информации, творческой самореализации. В связи с этим, сегодня, очень значима и востребована инновационная деятельность. Мне приятно сегодня говорить о том, что опыт инновационной работы есть и в нашем детском саду. На протяжении последних 6 лет  приоритетным направлением в работе педагогического коллектива детского сада является экологическое образование дошкольников. В 2005 году детскому саду был присвоен статус экспериментальной площадки, а  в 2010 году  продлена экспериментальная деятельность по теме: «Педагогические условия внедрения программы « Наш дом – природа» в образовательную деятельность малокомплектного сельского детского сада». Научным руководителем нашего эксперимента является кандидат биологических наук Черезова Лидия Борисовна, а так же мы тесно сотрудничаем с автором программы « Наш дом – природа» Рыжовой Н.А.

Большую помощь в экологической деятельности оказывает Щербаковский природный парк, который был открыт в 2003 году. Поэтому наш детский сад является одним из базовых  учреждений по экологическому образованию Волгоградской области. Сегодня не нужно никого убеждать, что экологическое образование это не просто модное течение, а востребованная жизнью реальность. Мир, в котором мы живём, сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Воспитание экологической культуры, формирование экологического сознания и мировоззрения – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является детство. Всем известно, что процесс формирования экологической культуры будет успешным, если он будет осуществляться с самого раннего детства и непрерывно. Самым ценным компонентом в этом процессе являются педагоги дошкольных учреждений.

Это особая категория граждан современной России, которые с энтузиазмом и творчески приобщают малышей к пониманию мира в условиях нестабильной социально –экономической и экологической обстановки в стране. Нашими педагогами за этот период была проделана большая работа. На территории детского сада открыта экологическая тропинка с видовыми точками: водопад, водоём, лекарственная тропа, ракаррий, тропа здоровья, «сельский дворик», мини – поле, мини- огород, фруктовый сад, альпийские горки, уголок леса, ягодник, степь. Так как мы живём в лесостепной зоне, мы старались сделать экологическую тропинку многофункциональной. Хочу подробнее остановиться на каждой из видовых точек. На участке создан водоём, где дети не только любуются голубой гладью воды, но и могут понаблюдать, как в знойный день в нём купаются птицы, а так же увидеть насекомых, которые облюбовали этот водоём.  Всю весну нас радует сиреневая аллея, цветочные клумбы, и воздух наполнен ароматом цветов. На территории детского сада находится мини – поле, где к осени колосятся злаковые культуры и мини – огород, где дети и педагоги с ранней весны и до осени, не только трудятся на этом огороде, но и занимаются практической и исследовательской деятельностью. Особое внимание хочется сказать о нашем фруктовом саде. Здесь растут яблоки, вишни, абрикос, смородина. В этом году был хороший урожай. Дети вместе с воспитателями и родителями собирали ягоды, а повар варил вкусный компот. Каждый год в нашем саду появляется новое фруктовое дерево. Не менее важна роль «Зимнего сада», который появился у нас несколько лет назад. Главная особенность зимнего сада – непосредственная близость его к детям, что позволяет экологу организовывать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это длительное наблюдение за растениями, цветами уход за ними и выращивание. Мир растений огромен и разнообразен. Сколько легенд и сказок, стихов, песен посвящено этому царству. Важно обратить внимание ребенка на эту красоту и многообразие, показать, как растения участвуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным, всей планете. Ребёнок должен знать, что, бессмысленно срывая листик или цветок, он лишает его жизни и возможности дарить нам эту красоту. Хозяином зимнего сада является « Флорик». Он  -желанный гость всех ребят.

Рядом с «Зимним садом» небольшое помещение превратили в лабораторию, где очень удобно проводить экспериментальную работу. Созданная лаборатория постоянно пополнятся коллекциями камней, семян, злаковых, там дети проводят опыты, имеется мини- музей камня.  Также была оборудована комната « Большой мир  глазами ребёнка», где своими руками экологом были созданы  макеты животных разных  природных зон, которые оказались предметом изучения проектов. Обстановка в « Зимнем саду» помогает педагогу вызвать интерес у детей, настроить их на определённый вид деятельности. Здесь ребята чувствуют себя, как в лесной сказке. А сказка, сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Сказочные герои интересны, как малышам, так и детям постарше. Они -  незаменимые помощники в обучении детей. Сказочные герои встречают ребятишек у входа, смотрят на них шагающих по лестнице, вместе с ними берегут и охраняют природу.   Учитывая то, что детям необходимо живое общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами была разработана система занятий на участке и за её пределами.

Экскурсии, наблюдения, беседы экологического воспитания в нашем детском саду не ограничиваются лишь занятиями, наблюдениями, беседами.

Оно прослеживается на протяжении всего дня: прогулки, игры, трудовые минуты, наблюдение, большое значение имеет общение не только с воспитателями, но и с родителями, так как семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой. Именно в семье ребёнок приобщается к активной деятельности. На примере родителей ребёнок познаёт объекты растительного и животного мира. Помогая по – хозяйству, повышается уровень экологической культуры детей. Планируемые экскурсии на луг, поле, озеро, речку, в сад, а также наблюдения за насекомыми, птицами, животными, которые живут рядом с нами, дают большой капитал знаний по экологии. Дети наблюдают, как ласточки лепят гнёзда, как  птенцы скворцов вылетают из скворечников, сделанных родителями и подаренных сотрудниками Щербаковского парка. Одним словом, наш сельский сад похож на большую семью, где главное донести до каждого ребёнка значимость сохранения природы.

Наш детский сад – участник многих районных мероприятий. На базе нашего детского сада были проведены районные и областные методические объединения и семинары с участием автора программы: « Наш дом – природа» Н.А Рыжовой и научного руководителя Черезовой Л.Б.,а также проводятся совместные мероприятия с Нижнедобринским детским садом, Щербаковским парком, Семеновским детским  садом, такие как,  « День Земли», « День птиц», «Родной край», КВН.

Я рада, что наш детский сад находится на окраине села, где можно ранней весной увидеть хоровод  брандушек на лугах, от ветра колышущееся море русских рябчиков в мае, которые сменяют тюльпаны Биберштейна. Всю эту красоту мы можем показать детям и воспитать их экологически правильно.

Только став взрослым, мы осознаём, как дороги и любимы родные места, а если из наших маленьких капелек – малышей получатся хорошие, чистые родники – Земля обретет силу.

И хочу закончить своё выступление словами поэта Сальникова.

Кто сказал Россия  - лапоть

И её пространство – это степь

Никому её не переплакать

Никому её не перепеть!

Кто сказал Россия – это косность

И в духовном смысле это лёд?

А по мне Россия – это космос

И души возвышенный полёт!

Кто сказал Россия – это худо

И Россия ожидает крах

А по мне Россия – это чудо

И она останется в веках.

27 сентября 2012 в 09:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.